Импрессионизм в живописи

Импрессионизм в живописи

Сегодня сложно встретить культурного человека, не знающего изящных балерин Дега, пышнотелых красавиц Ренуара или пейзажи с кувшинками Клода Моне. Импрессионизм зародился во Франции в конце XIX ‒ начале XX века и впоследствии распространился по всему миру. Сейчас импрессионисты встали в один ряд с классиками, против которых когда-то бунтовали, но в свое время это было прогрессивное и революционное направление в живописи.

Эдгар Дега Голубые танцовщицы

Эдгар Дега Голубые танцовщицы

Кризис искусства в XIX веке

В середине XIX века борьбу в живописи вели три стиля ‒ классицизм, романтизм и реализм. Все они требовали от художника большого мастерства в рисунке и точного копирования изображаемого предмета. Между тем классицизм и романтизм показывали мир слишком идеализированно, а реализм, напротив, слишком приземленно.

Начинающему художнику во Франции, чтобы добиться успеха, непременно нужно было пройти обучение в Школе изящных искусств или у известных художников и выставляться в Салоне ‒ выставке, патронируемой государством в лице признанных академиков. Если живописец хотел продаваться и иметь успех у публики, ему нужно было получить награду Салона, то есть угодить вкусам взыскательной комиссии. Если же жюри отвергало работу, на художнике можно было ставить крест, как на признанной бездарности.

В 1863 г., после того, как жюри Салона отвергло около 3000 картин, возмущение художников достигло своего предела. Жалобы дошли до императора Наполеона III, и он повелел организовать выставку непринятых работ, которая получила название «Салон отверженных». В выставке приняли участие такие авторы, как Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Поль Сезанн. Альтернативная выставка имела оглушительный успех. Правда, основная часть публики ходила туда, чтобы поглумиться над «неформатными» художниками.

Поль Сезанн Натюрморт с хлебом и яйцами

Поль Сезанн Натюрморт с хлебом и яйцами

Таким отщепенцем долгое время считался Эдуард Мане. Его картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» вызвали шок у почтенной публики. На автора обрушилась лавина критики и возмущения поборников морали.

Эдуард Мане Завтрак на траве

Эдуард Мане Завтрак на траве

Что же такого в этих работах? С точки зрения современности полотна довольно традиционны, обнаженных женщин писали и ранее. Для зрителя же времени Мане налицо вызов. В «Завтраке на траве» их смущало изображение полностью обнаженной женщины в компании одетых мужчин. Подобный сюжет есть у Джорджоне в картине «Сельский концерт», а «Олимпия» ‒ это переосмысленная копия «Венеры Урбинской» Тициана. Обнаженные дамы Джорджоне и Тициана ‒ идеализированные, они где-то далеко, в иных мирах. А картины Мане изображали куртизанок, современных и довольных жизнью. Это и повергло в шок буржуазную публику, привыкшую к нарисованным богиням и царицам.

Все это свидетельствовало о назревшем кризисе в искусстве Франции второй половины XIX века. Импрессионизм стал попыткой найти новый путь, хоть и оказался для многих сродни шоковой терапии.

Предпосылки импрессионизма

Нельзя сказать, что импрессионизм возник сам по себе. К моменту своей первой выставки многие из участников были уже в зрелом возрасте, имея за плечами долгие годы обучения живописи.

Предпосылки этого нового течения при желании можно найти у мастеров Возрождения Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Рубенса, Тициана, Рембрандта. Но непосредственное впечатление на импрессионистов оказали такие художники-современники, как Делакруа, Курбе, Добиньи, Коро.

Эжен Делакруа Море в Дьеппе

Эжен Делакруа Море в Дьеппе

На манеру импрессионистов повлияла и японская живопись, выставки которой постоянно проводились в Париже. Утонченные работы Утамаро, Хокусая, Хиросиге поэтизировали каждый момент жизни, что так свойственно менталитету Востока. Упрощенная форма, смещенная композиция, чистота цвета на гравюрах японцев покорили молодых художников и открыли им новые горизонты.

Хиросигэ Вечерний снег в Асакуса

Хиросигэ Вечерний снег в Асакуса

Кроме того, на творчество импрессионистов оказало влияние появление фотографии. С ее помощью можно было делать неожиданные ракурсы, крупные планы, изображение в движении. Фотография стала искусством запечатления момента, это то, что было близко художникам-новаторам. С появлением фотографии можно было уже не следовать за точностью изображения, а отдать предпочтение своему внутреннему состоянию, эмоциональной окраске. Спонтанность стала одним из правил новой живописи.

Особенности импрессионизма

Претензии критиков были не только к сюжетам картин, но и к манере рисования импрессионистов. Она кардинально отличалась от того, что преподавали в парижской Школе изящных искусств.

Импрессионисты не придерживались четкого контура, они накладывали мазки небрежно, не заботясь о тщательной прорисовке каждого предмета. Краски смешивали сразу на холсте, добиваясь чистоты оттенка. Перспективу строили не по геометрическим законам, а за счет глубины тона краски, уменьшения интенсивности цвета по мере удаления предмета.

Альфред Сислей Морэ. Берег реки Луа

Альфред Сислей Морэ. Берег реки Луа

Они отказались от контрастного изображения светотени. Из их палитры исчезли черные, белые, серые, коричневые цвета в чистом виде. Тени могли быть и зеленые, и синие, и фиолетовые, в зависимости от того, какими их увидел художник.

Импрессионисты широко использовали прием оптического смешения: на холст кладутся рядом мазки двух цветов, которые при рассмотрении зрителем дают эффект третьего. Например, зеленый и желтый превращаются в синий цвет, синий и красный ‒ в фиолетовый и т.д.

Камиль Писсаро Баржи в Понтуазе

Камиль Писсаро Баржи в Понтуазе

Сюжетами картин были не мифология или исторические события, а пейзажи, портреты, натюрморты ‒ все это считалось «низким» жанром. Художники старались изобразить природу или предмет в определенный момент времени, передав яркую эмоцию. Так появились серии работ, когда изображался один и тот же мотив, но в разное время года или дня при разном освещении. Например, работы Клода Моне: «Стога сена», «Тополя», «Руанский собор» и др.

Клод Моне Стог сена на закате

Клод Моне Стог сена на закате

Для этого импрессионисты часто рисовали с натуры, на пленэрах, чтобы точно запечатлеть увиденное. Академисты же основное время проводили в студии, оттачивая технику рисунка.

Такой подход делал картины более эмоциональными, поэтичными, давал возможность увидеть прекрасное в самых обыденных вещах, ценилась простота момента, каждое мгновение жизни. Изображение обычных вещей через призму восприятия художника делало каждую картину неповторимой.

История течения

15 апреля 1874 г. компания из молодых художников-новаторов устроила свою выставку в салоне фотографа Феликса Нодара на бульваре Капуцинок в Париже.

Клод Моне Бульвар капуцинок в Париже

Клод Моне Бульвар капуцинок в Париже

Сама идея самостоятельной выставки в обход официального Салона уже была бунтарской, но показанные публике картины вызвали еще больше негодования. Ведь они шли против всех академических канонов и были непохожи на идеализированные работы представителей популярных тогда во Франции классицизма или романтизма.

В выставке участвовали 30 художников и 165 работ. В их число входили Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Мане, Дега, Сезанн, Берта Моризо. Через какое-то время за их картины будут отдавать целые состояния, но тогда на смельчаков обрушился шквал критики. Их обвиняли в эпатаже, с целью привлечь внимание публики, упрекали в «неряшливости», «незаконченности» работ и даже в аморальности.

Берта Моризо У колыбели

Берта Моризо У колыбели

Известный критик и журналист Луи Леруа, описывая в сатирической статье картину Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», назовет художников импрессионистами (от французского impression ‒ впечатление). Сам того не подозревая, он даст название целому течению в мировой живописи.

Клод Моне Впечатление. Восходящее солнце

Клод Моне Впечатление. Восходящее солнце

Вторая выставка состоялась через два года после легендарной первой ‒ в апреле 1876 г. Она вызвала еще большее неприятие критиков и публики. Художников сравнивали с душевнобольными. Можно только подивиться мужеству и уверенности в своей правоте этих смельчаков, которые продолжали творить, несмотря на отсутствие денег, в атмосфере постоянных насмешек и издевательств.

В марте 1875 г. состоялся аукцион работ Сислея, Моне, Ренуара и Берты Моризо. Он прошел со скандалом, публика освистывала представляемые на продажу картины. Множество полотен было продано за бесценок. Некоторые работы художникам и их друзьям пришлось выкупать самим, лишь бы не отдавать совсем даром.

Берта Моризо Эжен Мане с дочерью

Берта Моризо Эжен Мане с дочерью

Однако у импрессионистов были и преданные поклонники. К ним относился галерист и коллекционер Поль Дюран-Рюэль, неизменно помогавший художникам в организации выставок и продаже картин. А также коллекционер Виктор Шоке, влюбившийся в работы импрессионистов с первого взгляда.

Огюст Ренуар Портрет Поля Дюран-Рюэля

Огюст Ренуар Портрет Поля Дюран-Рюэля

С 1877 по 1886 год во Франции прошло еще 6 выставок импрессионистов. Все они, кроме последней, подвергались шквалу критики и насмешек.

Тем временем и среди самих художников наметились разногласия. Так, Мане и Ренуар приняли участие в выставках Салона в 1879 и 1880 годах. Их картины были отобраны взыскательным жюри. Клод Моне так же представлял свои работы для Салона, но его картины не были приняты. Это встретило презрение Дега и осуждение других художников.

Осенью 1885 г. Дюран-Рюэль получил предложение организовать выставку импрессионистов в Нью-Йорке. Поначалу художники скептически отнеслись к этой затее. Но в марте 1886 г. Дюран-Рюэль отбыл из Франции в Америку с коллекцией картин своих протеже. В США к работам импрессионистов отнеслись с интересом, выставка пользовалась большой популярностью. В прессе были как положительные отзывы, так и отрицательные. Несколько картин удалось продать местным коллекционерам.

Огюст Ренуар Завтрак гребцов

Огюст Ренуар Завтрак гребцов

Между тем разногласия среди импрессионистов нарастали. Моне стал ругаться с Дюран-Рюэлем и продавать свои картины через других арт-дилеров. К Моне присоединились Писсарро и Ренуар. Конфликтовали художники и между собой.

Некогда объединенная в борьбе против академизма группа импрессионистов потеряла общую идею и перестала существовать.

Камиль Писсарро Купальщицы, сидящие на берегу

Камиль Писсарро Купальщицы, сидящие на берегу

В последней выставке в 1886 г. участвуют художники, которых назовут постимпрессионистами. Это Жорж Сера и Поль Синьяк. К постимпрессионистам так же относятся такие мастера, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Матисс и др.

Идея импрессионизма изжила себя, но открыла путь иному, еще более новаторскому искусству конца XIX ‒ начала XX века.

Художники-импрессионисты

Невозможно рассматривать импрессионизм в отрыве от судеб самих мастеров. Рассмотрим краткие биографии нескольких художников.

Эдуард Мане

Мане родился в 1832 г. в респектабельной семье юриста и дочери дипломата. В учебе мальчик был не силен, однако проявлял интерес к рисованию. Впрочем, родители не поддерживали его увлечение. Отец хотел, чтобы Эдуард пошел по его стопам. Юноше помог дядя, он оплатил художественные курсы.

Эдуард Мане Портрет родителей

Эдуард Мане Портрет родителей

В 1847 г. молодой человек решает поступать в мореходную школу, но проваливает экзамен. В качестве юнги он отправляется на корабле в Южную Америку. Во время путешествия он делает много рисунков и набросков.

После возвращения во Францию Эдуард решает заняться живописью. Он 6 лет обучается в мастерской Тома Кутюра. Параллельно путешествует по Европе, знакомясь с памятниками искусства. Среди импрессионистов Мане будет считаться самым «академичным» художником. Творчество мастеров Возрождения он не раз будет переосмысливать в своих работах. Любимыми его живописцами были Веласкес, Тициан, Гойя.

Эдуард Мане Любитель абсента

Эдуард Мане Любитель абсента

Мане много раз предлагает свои работы на суд жюри Салона и неизменно получает отказ. В итоге он участвует в выставке «Салона отверженных». Там его картина «Завтрак на траве» вызвала большой скандал. В том же 1863 г. художник написал еще одну свою эпатажную картину «Олимпия». Мане неизменно оказывался под шквалом критики. На защиту художника вставал его друг Эмиль Золя. Другим его близким товарищем был Шарль Бодлер.

Эдуард Мане Олимпия

Эдуард Мане Олимпия

В 1866 г. Мане сошелся с импрессионистами, так же отвергаемыми академистами. Сам же он себя к ним никогда не причислял. Он использовал в своей палитре черный цвет и не признавал девизионистскую манеру рисования. Но именно Эдуард Мане считается родоначальником импрессионизма.

Эдуард Мане Аржентей

Эдуард Мане Аржентей

Мане, не приемлющий академизма, тем не менее неизменно посылал свои работы в Салон. Он тяжело переживал отказы и равнодушие зрителей к своим работам. Художник пишет много портретов и жанровых сцен, его палитра не так жизнерадостна, как у остальных импрессионистов. Так же он работает на пленэрах и рисует натюрморты.

Эдуард Мане Бар в Фоли-Берже

Эдуард Мане Бар в Фоли-Берже

К концу 70-х годов творчество Эдуарда Мане постепенно обретает признание. Его работы выставляются в Салонах, на одном он даже получит медаль. В 1881 г. Мане вручат Орден Почетного легиона. К этому времени художник был уже болен атаксией (отсутствие согласованности движений). Он не мог больше рисовать большие полотна.

Эдуард Мане Клематис и гвоздика в хрустальной вазе

Эдуард Мане Клематис и гвоздика в хрустальной вазе

В 1883 г. Мане ампутируют ногу из-за гангрены, но операция не помогла. Через несколько месяцев художник скончался.

Клод Моне

Клод Моне появился на свет в 1840 г. в семье торговца бакалеей. Мальчик прославился в родном Гавре, благодаря рисованию карикатур и шаржей. В 17 лет судьба свела его с художником Эженом Буденом. Буден брал с собой юного Моне на пленэры и привил ему любовь к живописи.

В 1859 г. Клод отправляется в Париж. Он начинает учебу в Академии Сюиса, а потом берет уроки у Шарля Глейра. В 1865 г. Моне выставляется в Салоне. Его работы восприняты вполне благосклонно. Тогда же он встречает свою будущую жену Камиллу.

Клод Моне Мадам Моне с ребенком в саду

Клод Моне Мадам Моне с ребенком в саду

Моне с Ренуаром и другими импрессионистами часто выезжает на пленэры, рисование пейзажей захватывает его все более.

В 1870 г. Моне уезжает в Лондон. В Англии он знакомится с Полем Дюран-Рюэлем. Через 2 года, вернувшись во Францию, Моне селится в Аржентее. За 4 года, прожитых в этом уютном месте, Моне написал множество произведений.

Клод Моне Осень в Аржантее

Клод Моне Осень в Аржантее

 

В 1874 г. Клод Моне участвует в первой выставке импрессионистов. Его картины подверглись критике, как и работы остальных участников.

В 1878 г. семья Моне селится в городке Витёе. Там он создает множество картин. Но через год умирает его жена Камилла. На время убитый горем Моне отказывается от пейзажей, рисуя в мастерской натюрморты.

Клод Моне Натюрморт с яблоками и виноградом

Клод Моне Натюрморт с яблоками и виноградом

 

В 1883 г. Моне наконец находит место, где проживет 40 с лишним лет. Этим местом оказывается дом в Живерни. Новый хозяин разобьет там чудесный сад и сделает знаменитый пруд, который без устали будет писать на закате дней.

Клод Моне Цветущий сад в Живерни

Клод Моне Цветущий сад в Живерни

 В 1892 г. Клод Моне берет в жены вдову своего друга Алису Ошедэ.

Моне рисует серии работ, изображая один и тот же вид в разное время года и суток, при различном освещении. Таких серий у него достаточно много: «Стог сена», «Тополя», «Пруд с кувшинками», «Руанский собор» и др. Клод Моне виртуозен в передаче разных цветовых оттенков, он изображает ускользающее мгновение через призму своего восприятия. Его полотна пользуются успехом, их с удовольствием покупают коллекционеры, в том числе и за пределами Франции.

Клод Моне Руанский собор

Клод Моне Руанский собор

 Всю свою жизнь Моне писал природу. К концу жизни он сосредоточился на своем саде в Живерни, который превратил в еще одно произведение искусства. Мастер неустанно пишет его виды: цветы, тенистые аллеи и знаменитый пруд. В 1919 г. Моне дарит государству 12 больших картин из серии «Нимфеи». Для них выделили два павильона в музее Оранжери.

Клод Моне Пруд с кувшинками

Клод Моне Пруд с кувшинками

Тем временем художник начал слепнуть. Пережив операцию на глаза в 1925 г., он смог вернуться к работе. Клод Моне скончался в 1926 г., еще при жизни став классиком. Он не только был основоположником импрессионизма, но и предшественником абстрактного искусства, опередив свое время и открыв своим творчеством целую эпоху.

Огюст Ренуар

Огюст родился в многодетной небогатой семье в 1841 г. Будучи подростком занимался росписью посуды. В 1862 г. поступил в Школу изящных искусств, а так же посещал уроки у Шарля Глейра. В 1864 г. его картины одобряют для участия в Салоне. Вместе с друзьями-импрессионистами Ренуар выезжает на пленэры. У художника появляется свой неповторимый почерк ‒ смелые широкие мазки, жизнерадостная игра света и цвета.

После первой выставки импрессионистов Ренуар подвергся нещадной критике. Впоследствии он участвовал еще в 3 выставках. В 1879 г. выставлялся в Салоне, несмотря на упреки друзей. Его картина «Мадам Шарпантье с детьми» получила признание, и дела художника пошли в гору. Ему стали давать заказы на портреты обеспеченные горожане. Ренуару особо удавались женские образы, написал он и много детских портретов. В них чувствуется особая теплота и непринужденность.

Огюст Ренуар Мадам Шарпантье с детьми

Огюст Ренуар Мадам Шарпантье с детьми

 1870-80-е годы являются расцветом творчества художника. Он пишет сложные большие полотна с множеством героев. К этому периоду относятся его известные картины «Бал в Мулен де ла Галетт», «Завтрак гребцов». Ренуар считал, что живопись должна украшать жизнь людей. Его искусство было ярким, искренним, солнечным, как сама Франция.

Огюст Ренуар Бал в Мулен де ла Галетт

Огюст Ренуар Бал в Мулен де ла Галетт

 В 1890 г. он женится на своей модели Алине Шариго, у них родится трое детей. В 1881 г. Ренуар едет в Италию. Вернувшись, он меняет стиль живописи, на более «академичный». К этому периоду относятся картины «Зонтики», «Большие купальщицы». Ренуар много внимания уделял обнаженной натуре. Вернувшись к принципам импрессионизма, он пишет серию картин с купальщицами ‒ оду женской красоте и грации.

Огюст Ренуар Большие купальщицы

Огюст Ренуар Большие купальщицы

 Ренуар, в отличие от многих импрессионистов, еще при жизни удостоился признания. Его хвалили критики, у него было много заказчиков, картины хорошо раскупались. В преклонном возрасте Ренуар страдал от артрита. Он писал, привязывая кисти к обезображенным ревматизмом рукам. «Боль проходит, а красота остается», ‒ говорил художник. Огюст Ренуар умер в 1919 г. от болезни легких.

Камиль Писсарро

Родился на острове Сент-Томас в Карибском море в 1831 г. В 25 лет переехал во Францию, в Париж, учился у Сюиса и Коро. Участвовал в «Салоне отверженных». В это же время познакомился с Мане, Сезанном, Моне, Сислеем. Писсарро писал пейзажи, много внимания уделяя освещению предметов. В 1868 г. выставлялся в Салоне. В следующем году из-за начавшейся войны был вынужден уехать в Лондон. Там Писсарро встретил своего друга Клода Моне. Вместе они ходили на пленэры, изучая природу Англии.

Камиль Писсарро Мост Чаринг-Кросс Лондон

Камиль Писсарро Мост Чаринг-Кросс Лондон

 По возвращении во Францию Камиль Писсарро селится в Понтуазе. В 1872 г. к нему приезжает Сезанн с семьей. Художники становятся неразлучными друзьями. А в 1881 г. к ним присоединяется Поль Гоген. Писсарро охотно помогал молодым художникам, делился с ними своим опытом. Он призывал не уделять много внимания прорисовке контура предметов, главное ‒ передать суть. Писать нужно то, что видишь и чувствуешь, не фокусируясь на точности техники исполнения. Только природа может быть учителем, с которым всегда надо советоваться.

Камиль Писсарро Дом суда в Понтуазе

Камиль Писсарро Дом суда в Понтуазе

 За время своей жизни в Понтуазе Писсарро смог выработать свою особенную манеру живописи. Художник прожил там 10 лет. Он часто обращался к сюжетам из сельской жизни. Его работы наполнены светом и лирикой.

Однако полотна Писсарро продавались плохо, и ему было сложно обеспечить свою многодетную семью. В 1884 г. художник поселился в деревне Эраньи, изредка посещая Париж в надежде продать свои картины или найти покровителя. Таким человеком стал Поль Дюран-Рюэль, получивший монопольное право на выкуп работ мастера.

Камиль Писсарро Прачки в Эраньи

Камиль Писсарро Прачки в Эраньи

 В 1885 г. Камиль Писсарро решает примкнуть к постимпрессионистам Жоржу Сера и Полю Синьяку, он пробует новое направление ‒ пуантилизм. Из-за участия Сера и Синьяка в восьмой выставке импрессионистов Писсарро ссорится с Моне, Ренуаром, Сислеем. В итоге Писсарро со своими новыми друзьями выставлялись в отдельном помещении. Однако публика не оценила новое направление.

Камиль Писсарро Пастбища, закат, Эраньи

Камиль Писсарро Пастбища, закат, Эраньи

 В 1889 г. Писсарро отказывается от пуантилизма и возвращается к своей старой манере. Живопись точками не смогла удовлетворить его желание передать непосредственность и свежесть внутреннего ощущения. Его картины снова начинают покупать. Дюран-Рюэль организовывает несколько выставок художника.

Камиль Писсарро Бульвар Монмартр зимним утром

Камиль Писсарро Бульвар Монмартр зимним утром

 В последние годы жизни Писсарро серьезно увлекся графикой, литографией и офортом. Художник скончался в Париже в 73 года. При жизни он не удостоился наград со стороны государства. Писсарро всегда помогал молодым художникам и пытался примирить враждующих импрессионистов. Он единственный участвовал во всех их выставках.

Эдгар Дега

Дега появился на свет в 1834 г. Отец-банкир с трудом дал разрешение Эдгару на обучение живописи. В 21 год. молодой человек поступил в Школу изящных искусств. В 1865 г. картину Дега «Сцена из жизни средних веков»одобряют для выставки в Салоне. Знакомство с импрессионистами меняет мировоззрение художника. Он отходит от академизма. Дега отдает предпочтение жанровой живописи, изображая окружающих его простых людей.

Эдгар Дега Сцена из жизни средних веков

Эдгар Дега Сцена из жизни средних веков

 Начиная с 1870-х годов Дега пробует писать пастелью. Этот материал пришелся художнику по душе, так как объединял живопись с графикой. Стиль Дега отличался от остальных импрессионистов, ставивших на первое место свет. К тому же Дега не ездил на пленэры, предпочитая делать зарисовки в кафе, на скачках, в магазинах. Он пытался выразить экспрессию через линию и рисунок, что не всегда находило понимание у других импрессионистов.

Эдгар Дега Женщины на террасе в кафе

Эдгар Дега Женщины на террасе в кафе

 Дега всегда принимал деятельное участие в организации выставок импрессионистов во Франции. Он пропустил только одну из них по идейным соображениям. Однако сам он себя импрессионистом не считал.

Работы Дега не так радостны, как картины его товарищей. Часто он изображал жизнь без прикрас, как в картине «Любители абсента».

Эдгар Дега Любители абсента

Эдгар Дега Любители абсента

 Вокруг Дега собрался свой круг молодых художников ‒ Видаль, Кэссет, Рафаэлли, Тилло, Форен и др. Это вносило раскол в общество импрессионистов и привело к неминуемому конфликту и, в конце концов, к распаду товарищества.

В 1880-е годы Дега создает серии работ: «В магазине шляп», «Обнаженные женщины за туалетом». Последняя серия пастелей вызвала негодование публики, поскольку женщины изображались реалистично, в интимном виде за повседневными занятиями.

Эдгар Дега Женщина за туалетом

Эдгар Дега Женщина за туалетом

 Серия «Скачки» и «Танцовщицы» позволили художнику передать рисунок в движении. Тема балета была близка Дега. Никто, как он, не смог передать сущность танца. Эдгар рисовал хрупких танцовщиц на сцене и за кулисами. Рисунки он часто делал по памяти в студии, что также было несвойственно импрессионистам.

Эдгар Дега Балерины у станка

Эдгар Дега Балерины у станка

 Дега так и не создал семьи. Он славился трудным, неуживчивым характером. Его единственной страстью было искусство, которому он посвящал все свое время.

После 1890 г. Дега страдает заболеванием глаз и частично теряет зрение. Мастер обращается к скульптуре. Он лепил из глины и воска танцовщиц и лошадей, но многие его статуэтки впоследствии погибли из-за хрупкости материала. Впрочем, 150 работ, оставшихся после смерти художника, удалось перевести в бронзу.

Эдгар Дега Маленькая танцовщица

Эдгар Дега Маленькая танцовщица

 Последние годы Дега провел незрячим. Это было для него большой трагедией. Эдгар Дега умер в 1917 г. в Париже, оставив после себя большое наследие в виде рисунков, картин, скульптур.

Исходя из историй жизни художников, видно, что импрессионизм имеет много граней. В свое время он стал революцией в искусстве Франции и всего мира, открыв возможность для появления многих новых направлений. Но одно объединяло всех импрессионистов. Это стремление к изображению хрупкой, ускользающей красоты мгновений, из которых и строится жизнь.