Париж – удивительный, волшебный и незабываемый город. Город отважных мушкетеров, утонченных дам, сказочных ароматов и романтических встреч. В черте Парижа сосредоточено огромное количество достопримечательностей. Некоторые из них представляют собой настоящее чудо парижской архитектуры. Например, часовня Сент-Шапель (Святая капелла) – непревзойденный шедевр архитектурного искусства, уникальное здание, полное очарования, легкости и изящества, созданное в стиле старинной готики. Сент-Шапель имеет для парижан особое значение, в ее стенах некогда хранились важнейшие артефакты религии. Среди них – копье Лонгина, часть Креста Господня и терновый венец Спасителя.
18 столетие во Франции ознаменовалось периодом крестовых походов, во время которых гонениям и истреблению подвергались еретики и антиклерикалы. Из разгромленных городов христиане тайно выносили священные реликты и давали клятву ревностно их хранить. Например, из полуразрушенного Константинополя, последним правителем Латинской империи Балдуином Вторым, был вывезен терновый венец Спасителя. В то время император переживал не самые легкие времена, но лелея огромные планы по объединению своих владений, он решил заложить собственность и старинные раритеты королю Людовику. Балдуин настолько увлекся мыслью о восстановлении целостности своих владений, что принес в жертву родного сына, продав его в Венецию. После Филипп был выкуплен королем Альфонсо Десятым.
Среди проданных Балдуином реликтов, был и терновый венец, который оказался в Париже в середине 13 века. Спустя несколько лет, сюда же прибыли Копье Лонгина и часть Креста Господня. Существует легенда, что в момент прибытия священных артефактов во Францию, Людовик Святой вышел встречать их босиком, одетый в простую рубаху. Его порыв не был напускным или показным – ведь Людовика не зря нарекли Святым. За время его правления на территории Франции было выстроено огромное количество храмов, соборов и церквей: собор Нотр-Дам, монастырь Ройомон, а также церковь Сент-Шапель. Последней была уготовлена особая участь – стать хранительницей священных реликтов.
Часовня была построена в 1248 году известным французским архитектором Пьера де Монтрейя. Это одухотворенное двухъярусное сооружение, выполненное в стиле «лучистой» готики. Крышу венчает длинный острый шпиль, по краям на посетителей взирают страшными гримасами каменные горгульи. Они словно стражники следят за тем, чтобы в святыню не проникло зло. Здание украшено небольшими башенками и хрупкими стеклянными витражами. Оно получилось уютным, легким, красивым и утонченным.
Экскурсия по Сент-Шапель начинается с посещения нижнего яруса, отведенного для челяди, дворцовой охраны и придворных. Посетители оказываются в большом светлом зале. И хотя потолки здесь совсем невысокие, ощущение тесноты совершенно отсутствует. Своды украшены декоративной росписью, витражные окна достаточно велики, чтобы через них смогло просочиться много света. Потолок увешан многочисленными люстрами, освещающими каждый уголок этого зала. Он напоминает ночное небо, усыпанное тысячами золотых звезд.
Панорама внутри Сент-Шапель
Этаж обрамлен изящными колоннами, подразделяющими зал на несколько частей. Создается впечатление бесконечного пространства, воздушности и невесомости. На стенах можно увидеть лики апостолов и уникальную коллекцию королевских медальонов.
Следующим пунктом экскурсии является второй ярус часовни. Он был построен специально для королевской семьи. Пройдя через открытую галерею, туристы оказываются в большом светлом зале, центр которого венчает роскошно декорированный ковчег, возвышающийся на узорчатом постаменте. Он является главным хранилищем религиозных артефактов. Зал украшен замысловатыми аркадами, выполненными из чистого мрамора. Здесь же на этаже, когда-то располагались королевские спальни, откуда король попадал прямо в главный священный зал, чтобы приклонить голову перед святыней Спасителя. Также как и на первом этаже, зал украшен колоннами, а между ними установлены скульптуры апостолов.
Витражи Сент-Шапель – это что-то необыкновенное, гипнотическое и восхитительное. Они словно красивая иллюстрированная книга, рассказывают историю из библии – от сотворения мира до жестокой казни Христа. На обозрение посетителей представлено большое стеклянное панно, на котором собраны все яркие моменты из истории человечества. Увидев это великолепие, уже трудно отвести взгляд, их хочется рассматривать снова и снова. Старинные витражи отличаются яркими насыщенными цветами, преимущественно синих и красных оттенков. Их не трудно отыскать на общем фоне. В солнечные дни зал наполняется необыкновенным светом. Краски на витражах переливаются разными цветами, сверкают на солнце и наполняют душу счастьем и умиротворением.
Известно, что двести лет назад все священные реликты были вывезены из часовни в собор Нотр-Дам-де-Пари. Посчитали, что неприступные стены собора будут более надежной защитой для артефактов. Во время больших католических праздников святыни все-таки привозятся в церковь, для того, чтобы все желающие смогли посмотреть на них и приклонить свои головы. Сегодня в стенах часовни проводятся вечера, посвященные классической музыке. Акустика в залах невероятная, звук наполняет все помещение, воздух накален до предела, он словно вибрирует в такт аккордам.