Одним из самых значимых театров мира считают Гранд-опера. Его также называют Парижской оперой или оперой Гарнье. Среди роскошных интерьеров этого дворца блистали артисты «Русских сезонов» Сергея Дягилева, восхищали публику балетные номера Рудольфа Нуриева. За долгую историю своего существования главный театр Франции не раз менял своё название. С конца XX века вместе с новым зданием оперы Бастилии они составляют Парижскую национальную оперу.
Во второй половине XIX века на жизнь Наполеона III покушались во время посещения спектакля. Император так опасался за свою жизнь, что было принято решение возвести новое безопасное здание для оперного театра. Архитектору Шарлю Гарнье удалось победить в конкурсе проектов. Строительные работы растянулись на полтора десятилетия. Отдельные помещения не были закончены до конца, но в 1875 году двери Гранд-опера впервые распахнулись для публики.
Архитектор выбрал стиль, который сочетает симметрию ренессанса и роскошь барокко. Сдвоенные колонны, обилие лепнины на фасаде удивляют и кажутся излишними. Скульптура Аполлона с лирой в руках среди двух муз венчает центральный купол. В колоннаде нашлось место бюстам величайших композиторов. Музы и пегасы на крыше притягивают взгляды и подчёркивают архитектурную эклектику.
В процесс сооружения здания вмешивались не только война и революция, но и особенности местности. Неустойчивый грунт в сочетании с подземными водами поставил под угрозу возможность воплощения проекта. Участок осушили с помощью насосов и огородили подвал стеной с двойной кладкой. Надёжные опоры и фундамент образовали целую подземную систему, где во время Коммуны проводили расстрелы. Это место закрыто для свободного посещения и потому обросло множеством легенд.
Внутри театр похож на дворец. Колонны, арки, лепные украшения в золотых тонах, фрески и потолочная роспись создают атмосферу роскоши. Особенное впечатление производит широкая лестница, выполненная из белого мрамора. Примерно на середине она разветвляется, и верхние пролёты расходятся в противоположные стороны. У нижних ступеней установлены бронзовые фигуры женщин с канделябрами в руках. Светильники расставлены таким образом, что помещения напоминают замок.
Зал театральных представлений закруглён в виде подковы. Для оформления был использован декор в золотых тонах и насыщенный красный цвет бархата кресел. Помещение освещает люстра, которую окружает плафон с росписью Марка Шагала. Работа художника-авангардиста выделяется среди общего интерьера зала и одновременно является его неотъемлемой частью. Пространство плафона разделено на части, каждой из которых соответствует собственный цвет. Художник на собственный лад изобразил балетные и оперные сюжеты, а также несколько парижских достопримечательностей.
Официальным предназначением танцевального фойе были репетиции и разогрев артистов перед выходом на сцену. Сюда пропускали привилегированную публику для встреч с балеринами. Руководители оперы умело использовали прихоти богатых людей и превратили фойе в салон, где решали важные вопросы среди избранного круга. С 1935 года посторонние не могут проходить за кулисы.
Танцевальное фойе – это продолжение сцены. Их разделяют два занавеса – из бархата и железа. Как и в других помещениях здесь царит роскошь. Изящные колонны, прекрасная живопись и обилие позолоты даже современникам архитектора Гарнье казались вычурными. Дальнюю стену закрывает большое зеркало, а остальные украшены портретами танцовщиц, прославивших Гранд-опера.
В антракте зрители покидали свои места, чтобы совершить прогулку по фойе. Архитектор создал его как галерею с мозаичными узорами, расписным потолком и обилием позолоты. Окна добавляют помещению лёгкости и пропускают много света, отчего оно кажется немного больше. Галерея завершается Зеркальным салоном. Сюда приходят, чтобы увидеть роспись Клэрэна.
Всё, что связано с жизнью Парижской оперы, бережно хранится в музейной коллекции. История рассказана в фотографиях, рисунках и картинах. Здесь же проходят временные выставки, которые можно посетить во время экскурсии по дворцу Гарнье. Примечательно, что музею отданы помещения, предназначенные для императора. Они остались незавершёнными, а сама империя стала историей.
Гранд-опера – место, где писатель Гастон Леру поселил призрак. Вокруг сюжета знаменитого литературного романа родилось множество историй и легенд. Бассейн с водой в них превратился в озеро, а двойные стены – в тайные комнаты.
Адрес дворца Гарнье: 8 Rue Scribe, 75009 Paris. Рядом располагается станция «Opera», это 3, 7 или 8-я ветки метро.
Чтобы попасть на спектакль в один из лучших театров мира, нужно заранее позаботиться о билетах. Их покупают в кассе или заказывают способом, указанным на сайте театра.
Для туристов есть возможность осмотреть внутреннее убранство оперы самостоятельно, а также в составе группы. Аудиогид или экскурсовод откроет мир высокого искусства. Выставки, квесты и тематические прогулки по дворцу знакомят с историей, культурой и искусством Франции и всего мира.