Чарльз Фредерик Уорт: биография, начало карьеры и его роль в развитии индустрии моды

Франция прочно ассоциируется в умах жителей планеты с высокой модой. Кому же обязано человечество возведению моды в ранг искусства? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо перенестись во времени в середину 19 века. Имя Чарльза Фредерика Уорта во французской моде зазвучало в далеком 1850 году. Мир по праву считает его основателем высокой моды. Англичанин, который взял штурмом Париж, изобрел первым и применил собственный дизайнерский лейбл, придумал демонстрацию моделей на подиуме, был новатором многих аспектов моды, которые сегодня считаются само собой разумеющимися. Он одевал знаменитейших дам и звезд эпохи и женился на одной из своих моделей. Он был создателем нижней юбки, с продетыми в нее обручами и первым дизайнером, применившим в работе прототип швейных машинок.  Не вызывает сомнения тот факт, что урожденный англичанин, перебравшийся в Париж, оставил невероятное наследие и имел феноменальное влияние на весь мир моды.

Начало карьеры

Чарльз Фредерик Уорт, родился в городке Борн, что расположен в английском графстве Линкольншир, в октябре 1825 года. Его отец был пьяницей, который пустил по ветрусвою собственность. В результате чего, в возрасте 12 лет мальчика отправили в Лондон, в подмастерья к торговцам товарами из льна, владевшими заведением «Swan & Edgar». Контора находилась неподалеку от национальной галереи. Юноша бывал в ней и изучал стили и тонкости исполнения исторических костюмов. Бесценный опыт, полученный им за время работы позволил ему великолепно разбираться в разнообразных тканях. В 1845 году он недолго проработал у продавцов шелка у Льюиса и Алленби, затем внезапно уехал в Париж, где нашел работу в качестве продавца в известном магазине, который специализировался на продажи тканей, аксессуаров из шелка и кашемира, шалей, вышивок и кружев и других предметов одежды для богатых клиентов. Он быстро поднялся по служебной лестнице и вскоре был назначен ведущим консультантом в отдел шалей и накидок.  На это же время приходится и его женитьба на Мари Августин Верне, работающей в магазине демонстратором моделей.

Проявив себя в качестве отличного продавца, Ворту позволили открыть свой швейный отдел в компании. Вклад юноши был заметен в презентации продукции конторы на выставке 1851 года в Лондонском Хрустальном дворце и на Всемирной Парижской выставке 1855 года.

Первая живая модель

Уорт был честолюбивым, амбициозным и умным человеком.  Еще в свою бытность продавцом он стал экспериментировать с вариантами представления товаров в выигрышном свете потенциальным клиентам. Он привлекал Мари Верне для показа шалей и других аксессуаров. В 1850 году он начал придумывать первые фасоны платьев, вдохновленный на творчество Мари, и их крой выделялся из шитой на заказ одежды. Они были безупречно выполнены и элегантны. Как он и надеялся, этот своеобразный рекламный ход не остался незамеченным. Считается, что это первый случай в истории моды, когда продажа тканей совмещалась со швейным производством. В то время европейцы носили одежду, сшитую портнихами согласно пожеланию клиентов. Увидев на Мари неординарные наряды, клиенты хлынули в мастерскую с просьбой сшить на заказ платья из существующих готовых предложений, которые будут подогнаны под их фигуру. Наряды шились по мерке, выполнялись в единственном экземпляре, из роскошных богато декорированных тканей, дополненных украшениями.

Успех в Париже

Успех Уорта в качестве дизайнера одежды совпал с образованием Второй империи во Франции. Восстановление королевского дома в 1852 году во главе с Наполеоном III в качестве нового императора, в очередной раз превратило Париж в императорскую столицу, а стало быть и в место проведения многочисленных государственных мероприятий. Спрос на предметы роскоши, в том числе и на модную одежду, достиг небывалого уровня. Когда Наполеон III женился на императрице Евгении де Монтихо, ее вкусы стали законодателями моды. Покровительство императрицы обеспечило успех Уорта в качестве дизайнера одежды. Его платья отличало использование роскошных тканей, исключительная отделка и включение элементов исторических нарядов. Создавая единственные экземпляры нарядов для особо важных персон, он представлял и целые коллекции на суд публики, демонстрируя их на живых моделях. Клиенты определялись с выбором и заказывали платья в мастерской Уорта.

Модный дом Уорта

Чарльз Фредерик открыл свою собственную фирму в сотрудничестве с Отто Густавом Бобергом в 1858 году. Модный дом располагался во втором округе Парижа, в доме 7 на улице де ла Пэ.

Изначально на производстве работало порядка двадцати швей, а супруга Мари выступала в качестве манекенщицы. В обязанности Мари входило также посещение потенциальных клиентов с целью демонстрации моделей. Одной из первых заказчиц мастера стала Валери Листок, которая осталась недовольна платьем, пошитым другим портным для бала в Тюильри. Она пришла в восторг от изготовленного Уортом наряда из лилового шелка, покрытого сиреневым тюлем и расшитого ландышами. В тот же вечер платье привлекло внимание жены императора. Популярность Уорта продолжает расти. Помимо коллекций для знати начинается работа по проектированию коллекций для менее богатых клиентов, с предложением исполнить заказ в нужном размере. Он разработал целые линейки одежды для утра, дня ​​и вечера: ночные рубашки, свадебные платья, бальные и маскарадные наряды, костюмы для сцены для известных актрис и певиц того времени. Его работа была узнаваема благодаря крою и заимствованным элементам, подсмотренным некогда в музеях. Его популярность порождает плагиат. Чарльз Фредерик создает свою торговую марку и снабжает модели этикетками.

Королевский кутюрье

В 1859 году Мари пошла к австрийскому посольству, чтобы показать жене посла Клеменса фон Меттерниха эскизы своего мужа. Княжна Полина, впечатленная художественным замыслом, немедленно заказала для себя два платья за 300 франков каждое и решила продемонстрировать их на следующем балу в Тюильри. Дизайнер создал для нее туалет из белого тюля, усыпанный серебром, декорированный ромашками с розовыми сердцевинами и травами. Цветы были деликатно завуалированы тюлем, талию венчал белый широкий пояс. Полина украсила наряд алмазами. Как и предполагал Уорт, молодая императрица обратила внимание на платье. Вскоре после бала Евгения стала самым большим благодетелем кутюрье и поклонницей его таланта.

Antique illustration of Grand Ball in Tuileries Palace

К 1864 году Дом Уорта имел монополию на гардероб императрицы. Его гению принадлежат все ее наряды: от платьев и мантий, до уличной верхней одежды. Императрица предпочитала менять платья в течении дня и это снабдило модный дом стабильным доходом. От богатых заказчиков, помимо императорского двора не было отбоя. К 1860 году в модном доме работало больше тысячи швей. Он стал главным стилистом своего времени. Его лейбл получил королевский крест, как символ покровительства императрицы. Список престижных клиентов пополнился королевами Норвегии и Швеции, королевой Викторией, членами царской российской семьи, в лице Марии Александровны, Марии Федоровны и Александры Федоровны, королевой Англии Александры Датской, императрицы Австрии Елизаветы. Среди знаменитых современниц его наряды пользовались популярностью у актрисы Сары Бернар, Лилли Лэнгтри и Коры Перл, у американских женщин из самых известных семей, среди которых г-жа Морган, Вандербильт и Астор.

Хотя франко-прусская война привела к концу Императорского правления, популярность Уорта набирала обороты вплоть до его смерти в 1898 году.

Сыновья мэтра, Жан Филипп и Гастон Люсьен продолжили дело отца после его кончины. Дом процветала вплоть до 1952 года, когда правнук мастера Чарльз Фредерик Уорт ушел из семейного бизнеса.