Французская декларация прав человека и гражданина — одна из основных хартий человеческих свобод, содержащая принципы вдохновившие Французскую революцию. 17 статей, принятых Национальным собранием Франции в период с 20 по 26 августа 1789 года, послужили преамбулой к Конституции 1791 года, а впоследствии Конституций 1793 и 1795 годов.
У Французской революции было несколько причин, копившихся в течение ряда лет, хотя основной стало несоизмеримое неравенство между королевской властью, духовенством и дворянством с одной стороны, средним классом и крестьянами с другой.
В отличие от «великой» эпохи Людовика XIV, охваченной экономическим застоем и периодической нехваткой продовольствия, Франция 18-го века находилась в условиях относительного и все возрастающего процветания, чему отчасти способствовал устойчивый рост населения. Количество жителей увеличилось с примерно 20 миллионов в конце правления Людовика XIV до 28 миллионов к 1789 году. Ежегодное число смертей на 10 000 человек сократилось с примерно 400 в 1750 году до 350 в 1775 году, 328 в 1790 году и 298 в 1800 году. Рост численности населения означал больше ртов, но также и больше потребителей, больше работников, ищущих работу, и больше возможностей для инвестиций.
По мере роста населения в 18 веке крестьянские земельные наделы становились все меньше, и разрыв между богатыми и бедными увеличивался. Несмотря на то, что в общем положение французов после 1715 года имело тенденцию к большему процветанию, 20 лет до 1789 года были временем экономических трудностей.
В то время как первое и второе сословия (дворяне и духовенство) были наделены большими привилегиями, третье сословие находилось в угнетенном положении. Хотя аристократия и церковники владели немалыми богатствами, первое и второе сословия почти не платили никаких налогов. Только выходцы из высших сословий, могли занимать высокие посты. Кроме того, монархия через местных чиновников и министров имела абсолютную власть в стране. Например, парламент, известный как «Генеральные штаты», не созывался с 1614 года. Комплекс этих причин вызывал нарастающее недовольство в третьем сословии.
Привилегии первого и второго сословия:
Крестьяне были не только лишены каких-либо привилегий, но еще имели множество обязанностей и попадали под множество запретов:
Возникшее недовольство простых людей, возможно, не привело к революции без финансового кризиса, в который страна была втянута в конце 1780-х годов. Правительство Франции обанкротилось, долг составил до 4000 миллионов ливров — множество денег было потрачено на ведение дорогостоящих войн, причем без всякой выгоды для государства.
В то же время членам королевской семьи вменялась в вину трата огромных суммы денег на роскошный образ жизни. Особенное недовольство вызывала непопулярная королева Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, чья расточительность и противодействие реформам стали факторами, способствующими свержению монархии.
Помимо всего прочего, простые французы были недовольны системой налогов, считая ее крайне несправедливой и коррумпированной, а также обвиняя некоторых сборщиков налогов в утаивании от правительства собранных средств.
В 1700-х годах подавляющее большинство населения почти полностью полагалось на сельское хозяйство в качестве источника средств к существованию. В период с 1787 по 1789 годы резко ухудшились климатические условия: после слишком жаркого лета наступили чрезвычайно суровые зимы, а затем прошли беспрецедентные проливные дожди, что привело низкому урожаю в течение трех лет. Цены на продукты питания резко возросли, в то время как доходы населения значительно снизились. Плохие урожаи также привели к безработице большого количества фермеров. Таким образом, среди крестьянского населения возник голод, а отсутствие работы лишь усугубляло ситуацию.
Месяцы, предшествовавшие созыву Генеральных штатов, совпали с глубочайшим финансовым кризисом, лишившим многие семьи элементарных средств к существованию. Городские рабочие, сильно пострадавшие по причине роста цен на хлеб после реформ Тюрго в 1775 году и после ливня 1788 года, имели свой счет к власть имущим. Часть рабочих опасалась увольнения в связи с развитием крупных производственных предприятий; другие возмущались правилами, которые, например, не позволяли подмастерьям создавать свои собственные магазины, конкурируя с привилегированными мастерами гильдий.
Процесс выборов в Генеральные штаты предоставил как сельскому, так и городскому населению беспрецедентную возможность выразить недовольство привилегиями элиты.
В этот период монархия Франции подвергалась все большей критике со стороны образованных людей. Парламенты, в состав которых входило тринадцать региональных королевских судов, во главе с Парижским парламентом, стали источником инакомыслия. Парламенты были наделены полномочиями регистрировать королевские указы, прежде чем они становились законами. Однако зачастую они выступали против инициатив короля, которые, по их мнению, угрожали свободам и правам французов.
Эта парламентская оппозиция объединилась с оппозицией другой, особенно влиятельной группы интеллектуалов, известной как философы. Они объявляли себя голосом простых людей, выдвигая идею, что у каждого человека есть определенные неотъемлемые права, что правительство должно обеспечить эти права, но при этом не рекомендовали насильственную революцию. Оппозиционеры высмеивали неэффективность и злоупотребление властью со стороны монархии, публикуя трактаты и памфлеты, большая часть которых становились запрещенными.
Наиболее влиятельными деятелями Просвещения во Франции, чьи мысли оказали влияние на основные идеи Французской революции, стали Вольтер, критиковавший абсолютизм и Церковь; маркиз де Кондорсе, излагавший идеи прогресса; барон де Монтескье, популяризировавший конституционный строй Англии; Дени Дидро, выступавший за общественную полезность. Но наибольший вклад внес Жан-Жак Руссо, с его взглядами на народный суверенитет.
Именно в это время философы и парламентарии создали своеобразный словарь терминов, который позже будет использоваться для обсуждения политических идей во время революции. Они дали новое определение таким понятиям, как «нация», «права и свободы», «произвол правителей, угнетающий людей» и «деспотизм».
Экономическая реформа, предложенная в 1774-1776 годах, была сорвана сопротивлением привилегированных классов, не желающих отказываться от малейших своих привилегий, а также нежеланием монарха поддержать предложенные экономические и социальные меры.
Тем не менее король нуждался в помощи аристократии в реформировании налоговой системы, за которой и обратился к знати в 1787 году. Монарх предложил, ввести некоторые налоги, однако высшие сословия не согласились с такой постановкой вопроса. По этой причине король созвал Генеральные штаты, которые до этого момента в последний раз собирались более 170 лет назад.
Встреча состоялась в Версале в 1789 году. Король надеялся, что Генеральные штаты одобрят новые налоги, однако духовенство и дворяне по-прежнему желали сохранить свои привилегии. Средний класс жаждал демократии, подобной той, что в Англии. А крестьяне хотели решения собственных проблем — их представители попросили составить список своих обид.
В Версальском дворце, назначенном местом встречи, король разместил большое количество войск.Некоторые сочли это попыткой давления на представителей. Монарх не предоставил им никаких идей, которые можно было бы обсудить, всецело полагаясь на их предложения. Это привело к потере контроля над встречей.
Конфликт интересов сделал переговоры невозможными. Представители третьего сословия наконец объявили, что готовы в одиночку отстаивать свои интересы, и 17 июня 1789 года сформировали так называемое Национальное учредительное собрание.
Король, не обрадовался такому заявлению и запер их в зале собраний. Это побудило палату общин занять крытый теннисный корт и дать клятву не уходить, пока не будет согласована письменная конституция. Событие вошло в историю как «Клятва в зале для игры в мяч» от 20 июня 1789 года.
Однако король отнюдь не смирился с этим революционным актом. В период с 27 июня по 1 июля он направил 20 000 королевских солдат в Париж, якобы для защиты собрания и предотвращения беспорядков в беспокойной столице. Призывы собрания к королю вывести эти грозные и ненужные войска не были услышаны. При всей своей моральной стойкости у депутатов совершенно не было материальных ресурсов, чтобы противостоять очевидным намерениям короля. Только массовая мобилизация спасла Национальное собрание от возможного роспуска.
Ситуация все больше накалялась, и увольнение королем 11 июля популярного среди простого люда министра финансов Неккера, парижане восприняли как сигнал к началу контрреволюции. Но вместо того, чтобы уступить, они восстали. Уличные ораторы, такие как Камиль Демулен побуждали своих соотечественников к сопротивлению. Столкнувшись с королевскими войсками на улицах, парижане привлекли некоторых солдат на свою сторону.
13 июля отряды горожан обыскали оружейные лавки в поисках оружия. На следующий день большая толпа вторглась в Дом Инвалидов и без какого-либо сопротивления захватила тысячи винтовок. Затем толпы вооруженного народа переместились к Бастилии, которая в начале века служила печально известной королевской тюрьмой. Полагая, что там хранится порох, горожане осадили крепость. Крошечный гарнизон Бастилии оказал сопротивление, началась жестокая бойня и десятки парижан были убиты.Когда гарнизон окончательно сдался, разгневанная толпа буквально разорвала нескольких солдат.
В другой части города два ведущих королевских чиновника были казнены за их предполагаемую роль в заговоре. Тем временем Национальное собрание свергло чиновников городского правительства, сформировало революционный муниципалитет и организовало ополчение граждан для патрулирования улиц. Подобные муниципальные революции произошли в 26 из 30 крупнейших французских городов.
Парижское восстание 14 июля не только спасло Национальное собрание от роспуска, но изменило ход революции, сделав ее гораздо более активной и насильственной.
17 июля король отправился в Париж, где публично надел кокарду с новым сочетанием цветов: белого для бурбонов, голубого и красного для парижан. Этот триколор со временем стал новым национальным флагом Франции.
В июле 1789 года Национальное учредительное собрание приняло решение гарантировании и защите прав личности в новой нации. Одним из пунктов стало принятие документа, отстаивающего эти права. Правозащитные документы являлись характерной чертой британского законодательства и недавно принятой Конституции США.
Собрание сформировало комитет для подготовки билля о правах и 26 августа 1789 года приняло Декларацию прав человека и гражданина, ставшую краеугольным документом Французской революции — и, по мнению некоторых историков, ее величайшим наследием. Декларация прав человека и гражданина послужила преамбулой ко всем трем революционным конституциям и краеугольным документом для различных политических движений. Она установила цели и стандарты для последующих национальных правительств — стандарты, которые игнорировались и попирались во время радикальной фазы революции.
Главным идейным вдохновителем Декларации стал Жильбер дю Мотье, маркиз де Лафайет. Ветеран американской Войны за независимость и ученик философов, Лафайет всем сердцем принял доктрины Просвещения о конституционализме, суверенитете народа и правах человека. 11 июля, за три дня до атаки на Бастилию, Лафайет выступил с обращением к собранию, утверждая, что необходим конституционный документ, гарантирующий права отдельных лиц.
Он дошел до того, что составил свой собственный проект декларации прав, подготовленный в соавторстве с Томасом Джефферсоном. Выдающийся писатель и политический лидер, Джефферсон является автором некоторых наиболее значительных документов Американской революции, в том числе Декларации прав Вирджинии и Декларации независимости США (оба 1776 года).
Несмотря на энтузиазм Лафайета, в собрании существовал значительный раскол по поводу необходимости декларации прав. Большинство консервативных и монархических (конституционных монархистов) депутатов отвергли эту идею. Они соглашались, что монархии нужна реформа и ограничение ее полномочий, но билль о правах считали ненужным шагом.
Более радикальные депутаты думали иначе. Новое правительство, утверждали они, должно иметь явные конституционные ограничения в отношении своей власти, особенно в тех случаях, когда эта власть может ущемлять отдельные свободы. У некоторых депутатов возникли структурные, процедурные и юридические вопросы. Какую форму должна иметь декларация прав? Должно ли она быть частью конституции или существовать как отдельное законодательство? Должно ли это быть широкое философское утверждение или юридически обязательный набор пунктов? Дебаты продолжались с июля и до первых дней августа.
4 августа депутаты достигли консенсуса в отношении разработки декларации. Ответственность была возложена на конституционный комитет Учредительного собрания. В состав этого комитета входили около 40 депутатов, в том числе Оноре Мирабо, Эммануэль Сийес, Чарльз Талейран и Исаак Ле Шапелье. В течение шести дней комитет разрабатывал декларацию. Они изучили аналогичные документы Великобритании и Америки, а также получили многочисленные проекты от заинтересованных местных жителей.
В конце концов, комитет набросал проект декларации прав, содержащей преамбулу и 24 статьи. 26 августа черновой проект декларации сократили до 17 статей. Затем комитет проголосовал за приостановку обсуждений и принятие проекта в нынешнем виде, намереваясь рассмотреть его после завершения разработки конституции. Так родилась Декларация прав человека и гражданина (по-французски Déclaration des droits de l’homme et du citoyen).
Декларация стала кристаллизацией идеалов Просвещения. Она заключила в себе идеи права таких авторов, как Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Джефферсон и закрепила их во французском законодательстве.
Поскольку для разработки конституции требовались месяцы, собрание 27 августа обнародовало основные принципы в Декларации прав человека и гражданина, ставшей важным заделом на будущее и свидетельством смерти старого режима. Авторы декларации считали, что она имеет универсальное значение. «В Новом свете храбрые жители Филадельфии стали примером народа, который восстановил свою свободу», — заявил один из депутатов, но «Франция подаст этот пример остальному миру».
Самая первая статья декларации резко оспаривала старый европейский порядок, утверждая, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут основываться только на общественной полезности». Большинство статей документа касались свободы личности, но акцент в Декларации был сделан в равной степени на прерогативах государства, выраженных законом (учитывая, насколько сильно бывшие делегаты Генеральных штатов превысили свои полномочия, им, безусловно, нужно было подчеркнуть легитимность своего нового правительства и его законов).
Это был небольшой документ, содержащий только преамбулу и 17 кратких статей, обеспечивающих защиту многочисленных индивидуальных прав: свободы, собственности, свободы слова и печати, свободы религии и равного обращения перед законом.
Декларация гарантировала право собственности и утверждала, что налоги должны уплачиваться всеми гражданами пропорционально их средствам. Она также утверждала концепцию народного суверенитета: идея о том, что закон и правительство существуют для того, чтобы служить воле общества, а не подавлять его. Все это было сформулировано ясно, кратко и однозначно. Декларация также была универсальной — ее права и идеи распространяются на всех людей, а не только на граждан Франции.
Документ был одобрен Национальным учредительным собранием и передан Людовику XVI для подписания. Однако король отказывался подписывать Декларацию вплоть до 5 октября, когда был вынужден одобрить данный документ, чтобы успокоить разгневанную толпу, окружившую Версаль.
После принятия Декларация стала краеугольным камнем революции. Национальная конституционная ассамблея приняла Декларацию в качестве преамбулы Конституции 1791 года. Измененный вариант Декларации лег в основу Конституции, разработанной монтаньярами. Документ также служил маяком для других революционных групп. Так, например, якобинский свод правил требовал от членов проявлять верность Декларации и всегда поддерживать ее ценности.
Хотя Декларация прав человека и гражданина была названа священной и неприкосновенной, возникли споры и разногласия по поводу того, к кому эти права применимы. Революционеры серьезно относились к гражданскому равенству, но их определение политических прав было крайне ограниченным с современной точки зрения.
Фактически, политическая власть была передана от монархии и привилегированных сословий имущим гражданам. Дворяне потеряли свои привилегии в 1789 году и титулы в 1790 году, но, как владеющие материальными активами, могли легко присоединиться к новой политической элите. Декларация, а впоследствии и конституция, ограничились «активными» гражданами, которые платили минимальную сумму в виде налогов. В соответствии с этой системой около двух третей взрослых мужчин имели право голоса при выборах местных чиновников напрямую. Хотя это было выгодно состоятельным гражданам, все же система была гораздо более демократичной, чем британская.
Как и ожидалось, права, оглашенные в декларации не распространялись на женщин Национальное собрание сочло, что, поскольку женщины слишком эмоциональны и легко вводятся в заблуждение, им следует избегать общественной жизни и посвятить себя воспитанию детей и хранению домашнего очага. Но формальное исключение женщин из политики не удержало их в стороне.
Женщины активно участвовали в локальных конфликтах, которые вскоре разразились из-за религиозной политики, а в октябре парижанки прошли массовым маршем в Версаль, на волне слухов о перебоях с продовольственным снабжением столицы в связи с отъездом короля. В городах они образовывали вспомогательные общества для местных якобинских клубов и даже создали несколько независимых женских клубов, которые участвовали в гражданских фестивалях и общественных работах по оказанию помощи.
Помимо этого, права, изложенные в Декларации, не распространялись на рабов, наемников в колониях и некоторые другие группы населения. Это вызывало раздражение наиболее радикальных демократов. Например, в октябре 1789 года Робеспьер заявил, что евреи — маргинальная группа, исключенная из голосования и политической власти даже во время революции, — также равны и имеют гражданские права.
Несмотря на эти пробелы и недостатки, Декларация стала смертным приговором для абсолютистской монархии и до сегодняшнего дня остается одним из важнейших документов в истории, провозгласивших права человека.