Франция и ее эпоха Просвещения

Просвещение зародилось в Англии, однако наибольшее влияние оно оказало на Францию, которая стала центром этой эпохи. Именно в XVIII веке происходило активное развитие общественной жизни, где остро стоял вопрос о свободе личности и духа. В это время люди становились более раскрепощенными, они старались познать этот мир, узнать его с новых сторон. Старые взгляды и точки зрения все чаще ставились под сомнение, что порождало огромные споры в обществе.

Эпоха Просвещения во Франции делится на три этапа. Первый начинается с момента смерти Людовика XIV в 1715 году. В нем наиболее ярко проявляется нетерпимость и несогласие с религиозными устоями, с произволом властей. В то же время провозглашается идея о стремлении человека к счастью. Характеризуется этот этап работами Монтескье и Вольтера.

Шарль Луи Монтескье был выдающимся мыслителем, писателем, социологом и историком. В своих работах он выделял три формы государственного управления: деспотию, монархию и республику. В свою очередь, республика была приемлема только в небольших государствах, тогда как деспотия имела место быть в Персии или Индии. Для Франции же подходила только монархия. Монтескье не разделял революционных методов борьбы направленных против власти, он предпочитал компромиссные решения. Также он пытался определить такие законы истории, которые будут объективны. Монтескье считал, что географические условия в большей степени определяют особенности народов в психологическом плане, тогда как психология влияет на форму правления в данной стране. Эту концепцию назвали «географический детерминизм».

Отличные взгляды от Монтескье были у Вольтера. Он оказал наибольшее влияние на своих современников, чем кто-либо другой. Его имя — символ эпохи Просвещения. Он был и писателем, и драматургом, и философом, который оставил глубокий след в истории развития человеческой мысли. Вольтер направил свою работу на борьбу с религиозными устоями, которые доходили в то время до полного фанатизма, и над главенством церкви над государством. Он пытался привить идеи просвещенного абсолютизма многим монархам Европы. Так, он вел переписку с Екатериной II. Самой знаменитой его работой были «Философские письма» 1733 года, которые просто поражали своей смелостью в то время.

Второй этап эпохи Просвещения характеризуется такими именами, как Дидро, Гольбах и энциклопедистами того времени. Тут проявляются более радикальные политические и философские мысли. Со стороны власти многие произведения были запрещены, например, знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751), которая была одним из катализаторов Великой французской революции. Церковь также показывала свое могущество путем организации судов над протестантами и вольнодумцами. К счастью, идеи философов уже имели огромную поддержку не только среди аристократов, но и среди представителей интеллигенции.

Дени Дидро был основателем «Энциклопедии», а также он разделял идею просвещенной монархии, критиковал церковь и поддерживал материалистические идеи. Знаменитый философ Поль Гольбах разделял взгляды Дидро на материализм. Удивительно, что он был крупным воинствующим атеистом своего времени, полностью отрицая существование бога и не допуская религию вообще.

Третий этап охарактеризовался идеями Жан-Жака Руссо. Он был одним из основателей эгалитаризма и предложил свой вариант политического устройства общества Франции. Считают, что Руссо оказал значительное влияние на участников Великой французской революции. Его идеи можно найти в Конституции Соединенных Штатов Америки. Руссо считал, что одной из важнейших проблем общества является проблема равенства, которую просто необходимо решить для всеобщего блага. Идею суверенитета философ предложил в своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Согласно ей, государство должно получить власть в виде определенного поручения или задания, которое оно обязано выполнить перед народом. В случае если правительство не выполняет свои обещания, то общество в праве его лишить власти путем свержения.

Эпоха Просвещения подарила всему миру не только талантливых философов, которые изменили умы человечества, но и ярких представителей французской литературы и драматургии.

Самый знаменитый драматург французского Просвещения был Бомарше (Пьер Огюстен Карон), который написал превосходные комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник». Их и по сей день можно увидеть на площадках самых известных театров мира. Эти два произведения являются яркими примерами сатиры на французское общество времен абсолютной монархии. «Женитьба Фигаро» показывает, как представители третьего сословия обязаны бороться с несправедливостями со стороны дворянства, чтобы одержать полную победу. Со стороны власти казалось, что комедии Бомарше напрямую призывают к революции. Однако драматург в дальнейшем пытался смягчить это впечатление написанием пьесы «Преступная мать, или Второй Тартюф».

Эпоха просвещения подарила Франции и всему миру великих философов и писателей. Выдвинула массу идей, которые значительно повлияли на ход развития французской истории. Первым таким серьезным изменением была, несомненно, Великая французская революция.