История шелка в Лионе

Натуральные ткани с причудливыми орнаментами ценились по всему миру с давних времен. Ткани из шелка, несмотря на свое восточное происхождение, достаточно быстро захватили Европу. Восемнадцатый век был одним из самых активных периодов в культивировании тутового шелкопряда для создания невероятных шелковых тканей во Франции. Во многом благодаря указу, принадлежащему перу Людовика XI, город Лион смог создавать собственные ткани и совершенствовать их качество. На базе шелкоткацких мануфактур создавались инновационные технологии для создания роскошной шелковой парчи, в производстве которой была заинтересована французская экономика той эпохи.

Зарождение французского шелководства

До середины 14-го века основным производителем европейского шелка была Италия. Франция была главным торговым партнером и закупала колоссальные объемы тканей. Развитая индустрия модной одежды требовала больших объемов сырья. Возрастала потребность в изысканных тонких тканях, способных удовлетворить желания основных потребителей. Дороговизна итальянских тканей и недостаточная легкость, перестали устраивать Францию.  ти недостатки привлекли внимание самого короля Людовика. Он принял решение развивать отрасль в масштабах всей страны. В качестве идеального места был избран Лион. К сожалению граждане Лиона выступили против, так как положение торгового, а не производственного города было привычно, что вынудило правительство остановить свой выбор на городе Тур. В качестве ключевого аргумента в пользу выбора региона была близость к Парижу, основному потребителю шелка. Большинство ателье было расположено именно там. Развитие отрасли буксовало порядка сотни лет, ожидаемого роста не наблюдалось. Франция теряет около нескольких сотен тысяч экю ежегодно из-за необходимости импортировать ткань. В 1535 году, при правлении короля Франциска I, королевский устав наделил монополией на производство тканей двух торговцев: Бартеломи Нариса и Этьена Тюрке. Начиная с 1536 года зарождается мануфактура по производству шелковых тканей, таким образом город Лион становится вторым местечком, после Тура, обладающим привилегиями на изготовление дорогостоящих тканей с золотым и серебряным шитьем. Для создания благоприятных условий для развития отрасли, фабриканты освобождались от налогов и имели массу иных преимуществ, при условии ведения бизнеса именно в этом регионе. Государство регулировало ограничения по импорту товаров, стимулируя использование отечественного продукта.

Шелковая столица Европы

После того, как Лион получил шелковую монополию на ткацкое производство, начали процветать и сопутствующие отрасли. В середине 16-го столетия, король Франции Людовик XIV и министр финансов Жан-Батист Кольбер придумали амбициозный план, направленный ​​на дальнейшее продвижение отрасли в стране и за ее рубежами. Начиная с 1667 года, производители обязывались являть покупателям новые узоры. Стратегия оказалась удачной, Лион обогнал Тур по производству шелковых материалов класса «люкс». Эта революция выводит Францию на позицию шелковой европейской столицы. Узорный парчовый шелк стал самым дорогим тканым материалом. Ткани завоевывают весь мир. Вплоть до конца первой мировой войны шелковое производство было одним из самых заметных ремесел во Франции.  Настало время, когда французские ткани стали законодателем моды. Показателем популярности служила частота случаев подделки, а истории известны случаи, когда итальянские ткани выдавались за французские.

Начало шелкового бума

Французы принимают решение отказаться от восточных мотивов в узорах и предпочитают разрабатывать новые, отражающие национальную идентичность узоры и орнаменты. Для придания неповторимости, производимой продукции, владельцы мануфактур сотрудничали с художниками. Толчком к развитию отрасли послужило и открытие, придуманное Филиппом де Лассалем. Производство узорных тканей при помощи ткацкого станка крайне трудоемкий процесс, требующий участия двух человек. Один ткал, другой следил за воспроизведением узора. Благодаря инженерному усовершенствованию станка стало возможным реализовывать разнообразные рисунки. В своем стремлении к совершенству мастер возводил ремесло в ранг искусства, добиваясь природной реалистичности в создаваемых тканях.

Спад и возрождение производства

Шелкоткацкая промышленность во Франции прошла через спад во время революции 1789-1799 годов. Во время социальных и политических волнений, многие крупные, а также и кустарные фабрики были закрыты. Это привело к массовым увольнениям не только во Франции, но и по всей Европе. После прихода к власти Наполеона I, осуществилась попытка возрождения промышленности. Новые художественные предпочтения склонялись к стилю ампир. Императорский дом нуждался в новой мебели с парчовой обивкой, материалах для драпировки окон и обивки стен. После французской революции в 1801 году был изобретен ткацкий станок Жаккарда. Его работа была основана на более ранних изобретениях француза Жана Батиста Фалькона. Трудно определить достоверно, какая часть станка была разработана самим Жаккардом. Возможно, он всего лишь объединил лучшие задумки своих предшественников, но машина отличалась от прошлых образцов удобством использования и малочисленностью деталей. Механизм Жаккарда позволил автоматизировать производство разнообразных рисунков. Более трети всего населения Леона, так или иначе, были вовлечены в создание или торговлю тканями.

Эволюция узоров

Французские ткани восемнадцатого века отличались тематикой текстильных мотивов. Появившиеся в эпоху ренессанса цветочные сюжеты приобрели особую натуралистичность. Часто встречались асимметричные экзотические мотивы и комбинации узоров. К тридцатым годам 18 века в рисунках превалировали фруктовые и цветочные орнаменты. Это время плотно связано с началом карьеры Жана Ревеля, одного из самых известных лионских дизайнеров прошлого. Он являлся наиболее искусным и технически сложным автором узоров, работы которого создавали иллюзию трехмерного изображения. Десятилетием позднее дизайнеры вернулись к стилизованной манере, предполагающей последовательное воспроизведение цветочных узоров. К середине века узоры располагались поперек ткани. В этом заключалось отличие от узоров более раннего периода, располагавшихся вертикально.  Бум в шелковой промышленности продолжался до первой мировой войны, после которой, в связи со спадом спроса многие мануфактуры начинают применять вискозу, взамен натуральных волокон. В то же время Париж, становится законодателем мод. Рынок изделий люксового сегмента перестает быть стабильным. В период между 1928 и 1934 годами прогорело около 76 процентов мануфактур. Вступление Франции во вторую мировую войну нанесло ещё один серьезный удар по шелковому ремеслу Лиона. К концу девятнадцатого века, производство эксклюзивных образцов велось в небольших объемах для модных домов Парижа. Наследие французского мастерства в наши дни представлено в ведущих музеях декоративного творчества.  Во многих европейских столицах экспонируются наиболее достойные образчики ткацкого творчества. Огромная коллекция текстильного полотна собрана и в музеи прикладного искусства в Париже.