Искусство жонглирования известно миру с незапамятных времен. Оно тесно связано с пантомимой, танцем и музыкой. Первые графические подтверждения существования такого рода деятельности засвидетельствованы в наскальной живописи египтян и греков. Подтверждением этому служат рисунки, обнаруженные в египетской гробнице Бени-Хасан на восточном берегу Нила. В королевском музее в Мантуе есть работа, посвящённая итальянскому древнему жонглеру, запечатлённому в момент жонглирования семи шарами. Статуя в национальном афинском музее в Греции, представляет древнего пиренейского мастера.
Известно о странствующих по Спарте певцах, которые принимали участие в музыкальных состязаниях. В стародавние времена было модно привозить музыкантов и умельцев из стран Востока. Сомнений не вызывает только то, что среди подобного рода аниматоров древности были преимущественно рабы или маргиналы.
Китай, насчитывающий несколько тысячелетий истории, славен умелыми мастерами, уже с древности производившими храмовые гонги, изделия из слоновой кости, первые музыкальные инструменты. Дьяболо, состоящий из лески, натянутой между двух палочек, предназначенный для подбрасывания катушки придуман именно там. Аналог под названием «дьявольские палочки» не использует нить; а являются орудием манипуляции третьей палкой, известен с глубокой древности. Значительная часть культуры Китая просочилась в Японию и Корею в седьмом веке.
Несмотря на засилье крестовых походов, голод, болезни и насаждение веры, средние века оказались наполнены искусством, поэзией и музыкой. Раннее, среднее и позднее средневековье представляет собой три последовательных периода европейской истории, сосредоточенные между пятым и пятнадцатым веками. Именно эти периоды и отличались широким спектром музыкальных и около музыкальных жанров, явивших свету жонглеров, менестрелей и трубадуров, обогативших общество и культуру Франции.
Некоторые историки считают, что французские жонглеры начали появляться уже в шестом веке, и что они пришли на смену трюкачам и мастерам верховой езды, пережитку римского доминирования. Согласно другим предположениям, появление жонглеров во Франции относится к одиннадцатому веку, и являлось симбиозом мима, актёра и музыканта.
В те времена, когда развлечений было мало, странствующие актеры были востребованы и находили страждущую аудиторию. Несмотря на востребованность их ремесла, жизнь бродячих артистов, к коим причислялись и жонглеры, была отнюдь не простой. Странствующий образ жизни, влёк за собой бытовые трудности. С конца одиннадцатого века на юго-востоке Франции, в Провансе было активно развито движение трубадуров. Трубадуры были поэтами, принадлежащими к богатому сословию. Со временем эти аристократы почувствовали острую необходимость в помощниках в своем ремесле. Именно в тот период жонглеры, обладающие многочисленными талантами, нашли признание в качестве помощников трубадуров. Присоединившись к трубадурам, жонглеры выступали в тандеме с музыкантами на ярмарках, во время праздников, на городских и сельских площадях, в тавернах, домах знати. В их обязанность входила подборка репертуара, оттачивание мастерства в школах или братствах менестрелей. Одно из таких братств было основано в Париже в 1331 году носило имя Сен-Жюльен, или Святой Юлиан.
Бродячих актеров в средневековой Франции называют по-разному. Одним из названий служит французское слово жонглер. Жонглеры, последователи древнеримских гистрионов, коллеги ярморочных скоморохов, германских шпильманов и мимов – искусные актеры, представляли вниманию зрителей действо, которое не было четко определено и часто сочеталось с другими формами развлечений. Жонглеры не только ювелирно владели одновременно множеством предметов, но и исполняли едкие сатирические песенки, танцевали, исполняли музыкальные произведения, играя роль аккомпаниаторов, зачастую владея несколькими музыкальными инструментами. В европейских языках встречалось множество слов, означающих метателя предметов и ножей, шутов, игроков в мяч, но именно у французов это слово сложилось в «jongleur», основной звук которого встречается в различных языках.
Французский средневековый жонглер был больше, чем просто шут, он был профессиональным конферансье. Со временем жонглеры стали специалистами узкой специализации и название закрепилось именно за действом, ассоциирующимся с жонглированием.
Жонглеры путешествовали из города в город и нанимались для развлечения простого люда и знати. Преуспевая в акробатических номерах, танцах, жонглировании, не гнушались они и декламации сатирических стихотворений, чем заслужили не только любовь граждан, но и некоторое подозрительное недоверия знати и церкви. При этом, следует понимать и тот факт, что кошельки некоторых профессионалов, переносимые на поясе в качестве неотъемлемого атрибута сценического образа, частенько были туго набиты деньгами. Пополнялись они не только в особняках состоятельных горожан, но и бедняками. Они редко выступали в качестве самостоятельных единиц, их роль, в первую очередь, заключалась в ассистировании менестрелям и трубадурам. Тем не менее, жонглеры имели широкое признание и приобрели популярность, повлекшую за собой появление последователей. Успех и популярность подражателей жонглеров, выступающих в гротескных платья, использовших грубые буффонады, фокусы, трюки с обезьянами и скабрезные стишки, нивелировали образ артистов.
Непрофессиональные подражатели вызвали порицание со стороны богословов. Жонглеры не могли подать жалобу в церковные суды, не могли получить и причастие. На выручку им пришли менестрели, привлекая наиболее одаренных жонглеров, из низших сословий. Некоторым из них случилось подняться по социальной лестнице.
К тринадцатому веку наблюдались тенденции к отхождению от сатирического содержания выступлений в пользу исполнения хвалебных гимнов в адрес церкви. Начались массовые эксперименты по возведению развлечений в ранг искусства. Представления становились всё замысловатее, тем не менее позволяя себе вольности со священными текстами. В позднем средневековье, продолжалось некое вольнодумство, в виде отступления от общепринятой морали, при ограниченной цензуре. Свобода выражения для народных артистов, в числе которых немаловажную роль играли жонглеры, служило развитием светского общества эпохи Возрождения. Эти уличные артисты стали влиять на культуру и сеяли семена для развития европейского музыкального искусства.
В 14-15 веках во Франции случилась целая череда исторических событий, которые привели к упадку жонглерских традиций. Столетние войны, наряду с эпидемиями различных заболеваний, среди которых и пандемия чумы, стали причиной экономического упадка Франции. Уровень жизни снизится, все меньшее количество благородных семей искали себе развлечений. Болезни и голод не позволяли собирать площади зрителей. Странствующих жонглеров принимали с подозрением, могли обвинить в преступлении, неудачах, недугах и даже в плохой погоде.
Так или иначе, но в далеком 19 веке профессия французского жонглера была увековечена в новелле Анатоля Франца «Жонглер Богоматери». Жонглер Барнабе, венец существования средневекового бродячего актерства, стал героем художественных фильмов и оперы Жюля Массне.